Тропа волн

«Великая стройка коммунизма» — это звание присваивалось наиболее амбициозным строительным проектам Советского Союза. Гидроэлектростанции и были такого рода проектами. Во второй половине XX века в СССР началось строительство крупных гидроэлектростанций, которые открывали новые пути для развития экономики. Имелась и обратная сторона: тысячи людей были вынуждены переселиться с затопляемых территорий, тысячи поселений ушли под воду. Гидроэлектростанции создали новые экосистемы и изменили облик привычных пространств. «Тропа волн» — это рефлексия последствий строительства гидроэлектростанций. Мною рассматривается проблема потери переселенцами места рождения и привычного жизненного уклада. Обстоятельства миграции зачастую травматичны независимо от причин, по которым человек меняет место жительства. В результате затопления люди потеряли «свои места» безвозвратно. Для многих переселенцев с затопляемых территорий потеря малой родины стала травмой; анализируя их воспоминания, интервью, я заметила общее: о какой бы ГЭС не шла речь, какого бы времени она не была, люди вместе с малой родиной прощаются со своей культурной идентичностью, которая становится историей, которую нужно сохранять, помнить, но уже невозможно прожить. Переселенцы стремятся сохранить узы, образуя сообщества памяти, но эти сообщества лишены мест памяти. 

Щепки

Я создаю артефакты, задача которых ранить» зрителя (пунктум/мнесизеские воспоминания). На щепки затопленных во время строительства ГЭС лесов мной нанесены изображения — фотографии из личных архивов переселенцев и местных фотографов.Эти изображения принадлежат эпохам, предшествующим затоплению, они рассказывают о повседневнойжизни. Щепки — материальный след затопления, свидетельство разрушения и исчезновения экосистемы.Фотография же как медиум призвана свидетельствовать и противостоять забвению. 

Вышивки

Одним из объектов проекта являются ткани, на которых вышиты образы, напоминающие нам о потерянном «рае», с которым очень часто у переселенцев ассоциируется период жизни в своих родных местах. Эти образы легко опознаются всяким, кто провёл часть своей жизни на природе, чью жизнь она определяла, эти образы знакомы и всякому, у кого есть семья и друзья. Они выражают наши связи, эти образы одновременно универсальны и личны. С одной стороны, эти объекты — вышивки — имеют миметическое значение, с другой — в них заключена метафора угасания и, вместе с тем, идеализации образа, которые происходят с воспоминаниями с течением времени. За основу сюжетов взяты фотографии из личных архивов переселенцев.    

Цианотип волны с вышивкой

Тропа волн. Юлия Алтухова, мультимедиа художница

Другим объектом проекта является цианотип, фиксирующий след волны. На цианотипе вышит собирательный образ ГЭС. След волны призрачен, но в итоге становится материален, зафиксирован. ГЭС — объект, сдерживающий колоссальную силу воды. Цианотипия позволяет физически запечатлеть след этой силы. Кроме физических объектов в экспозицию проекта входят фотографии. На фотографиях призрачное прошлое соединяется с образами настоящего — волнами, проложившими себе дорогу в ранее обжитых местах.

Видео

Тропа волн. Юлия Алтухова, мультимедиа художница

Выставка «Практика места»

Проект был представлен в 2021 году на выставке «Практика места» в ЦК19 (Новосибирск).

Тропа волн. Юлия Алтухова, мультимедиа художница
Тропа волн. Юлия Алтухова, мультимедиа художница
Тропа волн. Юлия Алтухова, мультимедиа художница

DOCA-2024

Выставка в рамках Дней современного искусства (DOCA). Фотографии организатора выставки.

Тропа волн. Юлия Алтухова, мультимедиа художница
Тропа волн. Юлия Алтухова, мультимедиа художница
Тропа волн. Юлия Алтухова, мультимедиа художница